
Албания в настоящее время не располагает планом обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям в энергетической сфере, который бы соответствовал принципам, изложенным в директивах Европейского союза. Секретариат Энергетического сообщества в своем последнем отчете подчеркивает, что сроки выполнения ряда требований, предусмотренных профильным регламентом, истекли несколько лет назад. Несмотря на это, процесс приведения национального законодательства в соответствие с европейскими нормами все еще находится на стадии обсуждения.
В документе отмечается, что страна до сих пор не внедрила в национальное право нормативный документ Regulation (EU) 2019/941 и не назначила компетентный орган, ответственный за оценку рисков и подготовку к кризисным ситуациям. Это произошло вопреки тому, что установленные сроки реализации данных мер истекли 31 декабря 2023 года и 5 января 2023 года соответственно. Хотя рабочая версия законопроекта об электроэнергетическом секторе, рассмотрение которой Секретариатом запланировано на июль 2025 года, предполагает частичное внедрение необходимых положений, эксперты указывают на недостаточность этих мер.
Согласно проекту закона, министерство, ответственное за электроэнергетику, должно стать тем самым компетентным органом, на который будет возложена обязанность по принятию плана готовности к рискам. Тем не менее Секретариат подчеркивает, что для полноценной реализации регламента потребуются значительные дополнительные усилия по разработке и принятию как первичного, так и вторичного законодательства. На текущий момент также не внедрен Regulation (EU) 2017/2196. Кроме того, Албания не представила декларации о безопасности поставок электроэнергии, что является прямым нарушением обязательств по статье 29 Договора об учреждении Энергетического сообщества.
В то же время в отчете зафиксирован определенный прогресс в области кибербезопасности. Ключевым событием стало принятие в 2024 году комплексного закона Law No. 25/2024, который частично гармонизирован с директивой ЕС по сетевой и информационной безопасности NIS2. Этот документ отражает широкие европейские стандарты и закладывает основу для защиты критической инфраструктуры. Для надзора и координации усилий в этой области был создан Национальный орган по электронной сертификации и кибербезопасности AKCESK.
Анализ ситуации с безопасностью поставок других энергоресурсов показывает смешанные результаты. В секторе газоснабжения наблюдается наиболее продвинутая стадия реализации требований ЕС. В то же время ситуация с запасами нефти и нефтепродуктов остается проблемной – план по сближению законодательства в этой сфере выполнен лишь на 23 процента. Таким образом, Албании предстоит масштабная работа по укреплению энергетической устойчивости и выполнению международных обязательств для интеграции в единый энергетический рынок Европы.