АСЕАН ускоряет переход на возобновляемые источники энергии

Спрос на электроэнергию в странах АСЕАН за последние два десятилетия вырос втрое. Этот стремительный рост, обусловленный урбанизацией и промышленным развитием, пока в значительной степени обеспечивается за счет угольной генерации. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2024 году уголь обеспечивал 47 процентов потребностей региона. Однако ситуация начинает меняться, так как восемь из одиннадцати государств АСЕАН уже приняли цели по достижению чистых нулевых выбросов. При этом технический потенциал возобновляемых источников энергии в регионе обширен: ресурсы солнца и ветра оцениваются в 20 тераватт, что в 55 раз превышает текущую установленную мощность.

На текущий момент вклад переменной возобновляемой энергетики остается скромным – за исключением Вьетнама, доля солнца и ветра в генерации большинства стран АСЕАН не превышает 5 процентов. Основным сдерживающим фактором выступают высокие инвестиционные риски и стоимость заемного капитала. Стоимость генерации солнечных ВЭС в регионе колеблется от 50 до 80 долларов за мегаватт-час, что заметно выше среднемировых показателей в 40–55 долларов. Журналистский анализ отчетов МЭА показывает, что для преодоления этого разрыва странам необходимо детализировать свои национальные энергетические стратегии. Отсутствие четких графиков проведения тендеров и механизмов поддержки создает неопределенность для инвесторов и цепочек поставок.

Одним из главных инструментов трансформации рынка становятся конкурентные аукционы. Опыт Филиппин и Таиланда доказывает их эффективность. Например, в рамках программы Green Energy Auction на Филиппинах в 2025 году было распределено более 10 ГВт мощностей. При этом аукционы позволяют не только снижать цены, но и контролировать объемы вводимых мощностей, избегая циклов бурного роста и последующего спада, как это случилось во Вьетнаме после завершения периода действия высоких «зеленых» тарифов. К 2030 году на долю аукционов может прийтись более половины прироста мощностей возобновляемой энергетики в регионе.

Важным препятствием остается жесткость действующих контрактов с традиционными электростанциями. В Индонезии и Таиланде долгосрочные соглашения о купле-продаже электроэнергии с угольными ТЭС часто включают обязательства по минимальному выкупу, что ограничивает возможность интеграции ВЭС. Для решения этой проблемы эксперты предлагают внедрять механизмы оплаты системных услуг и гибкости. Примером может служить рынок вспомогательных услуг на Филиппинах, запущенный в 2024 году, который стимулирует инвестиции в накопители энергии и гибридные проекты. В Индии более половины мощностей, распределенных на аукционах в 2024 году, пришлось именно на гибридные установки, сочетающие солнце, ветер и системы накопления.

Административные барьеры также замедляют переход. В некоторых странах сроки получения разрешений могут достигать пяти лет. Опыт Германии с внедрением системы одного окна для проектов наземной ветроэнергетики и цифровизация лицензирования в Греции могут служить ориентиром для стран АСЕАН. Кроме того, успех проектов все больше зависит от взаимодействия с местными сообществами. Во Франции и Ирландии обязательное финансовое участие жителей или создание фондов общественной поддержки помогает снизить социальное сопротивление и ускорить реализацию проектов.

Особое внимание уделяется геотермальной энергетике, ресурсы которой в регионе являются одними из богатейших в мире. Ожидается, что на долю Индонезии и Филиппин к 2030 году придется почти 30 процентов глобального прироста геотермальных мощностей. Однако высокие риски на этапе разведки требуют участия государства. В Турции и Нидерландах уже действуют схемы страхования рисков бурения, а Кения создала государственную компанию Geothermal Development Company, которая берет на себя наиболее рискованные этапы освоения месторождений. Синхронизация таких мер с развитием региональной сети ASEAN Power Grid позволит странам не только достичь климатических целей, но и укрепить энергетическую безопасность за счет собственных ресурсов.