Биотопливо признали временным решением для «зеленой» логистики



Биотопливо является одним из немногих жизнеспособных среднесрочных решений для декарбонизации глобальных цепочек поставок. Согласно новому отчету аналитической компании GlobalData, это направление может стать переходным этапом на пути к полной электрификации и использованию водорода в мировой энергетике.

Основное преимущество биотоплива, получаемого из биомассы, такой как сельскохозяйственные культуры и отработанные масла, заключается в его совместимости с существующей инфраструктурой. Его можно использовать в двигателях грузовиков, судов и самолетов без какой-либо модификации, что делает переход более рентабельным, поскольку не требует немедленного обновления транспортного парка. Хотя биотопливо уже широко доступно, его объемы производства пока остаются ограниченными.

В то же время использование биотоплива сопряжено с серьезными проблемами. Во-первых, оно не является полностью безуглеродным, а значит, не может быть долгосрочным решением. Во-вторых, его производство может приводить к изменению целевого назначения земель, вытесняя сельское хозяйство и производство продуктов питания. Проблема вырубки лесов под плантации для биотоплива стоит настолько остро, что в феврале 2025 года крупные судоходные компании, включая Hapag-Lloyd, обратились в Международную морскую организацию ООН с призывом исключить «неустойчивые» виды биотоплива из списка экологически чистых альтернатив.

Учитывая эти риски, аналитики GlobalData предлагают сосредоточить инвестиции на так называемых «продвинутых» видах биотоплива, которые производятся из отходов. Использование осадков сточных вод или отработанных кулинарных масел в качестве сырья позволит значительно повысить экологичность этого источника энергии и снизить его негативное влияние на земельные ресурсы.

Прогнозы показывают, что потребление двух наиболее распространенных видов биотоплива — биодизеля и этанола — будет уверенно расти до 2030 года. После этого рубежа ожидается замедление темпов роста, вызванное массовым внедрением гибридных и электрических транспортных средств. По оценкам экспертов, потребление биодизеля полностью стабилизируется и выйдет на плато после 2030 года.

Снижение углеродного следа в логистике требует комплексного подхода. Помимо перехода на низкоуглеродное топливо, отчет выделяет и другие важные направления: электрификацию транспорта, изменение конструкции транспортных средств, оптимизацию маршрутов, технологии улавливания и хранения углерода, а также повышение энергоэффективности складских комплексов.