
Согласно новому отчету Международного института устойчивого развития (IISD), государственная поддержка энергетического сектора Индии в 2024 финансовом году достигла рекордного уровня, составив не менее 6,3 триллиона индийских рупий или 75 миллиардов долларов США. Это на 15% больше по сравнению с предыдущим годом, причем темпы роста государственной поддержки более чем в два раза превысили темпы роста ВВП страны. Несмотря на заявленные амбициозные цели по декарбонизации, объем финансовой помощи ископаемым видам топлива по–прежнему в пять раз превышает поддержку чистой энергетики.
Эксперты отмечают, что Индия находится на перепутье, балансируя между обеспечением энергетической безопасности, доступностью ресурсов для населения и экологической устойчивостью. Стране удалось достичь одной из ключевых целей своего определяемого на национальном уровне вклада (NDC) на пять лет раньше срока: доля мощностей, не связанных с ископаемым топливом, в общем объеме генерации электроэнергии достигла 50% уже в 2025 году. Этому способствовало пятикратное увеличение мощностей возобновляемой энергетики с 2014 года, ставшее возможным благодаря целенаправленной государственной политике.
Структура финансовой поддержки претерпевает изменения, смещаясь от прямых бюджетных трансфертов к инвестициям через государственные предприятия и финансовые институты. В 2024 году капитальные вложения госкомпаний в энергетику выросли на 22%, однако 83% этих инвестиций центральных государственных предприятий все еще направляются в ископаемое топливо, включая добычу угля, разведку нефти и газа, а также строительство нефтеперерабатывающих заводов. При этом субсидии на чистую энергию выросли на 31%, достигнув почти 320 миллиардов рупий, что свидетельствует о постепенном перераспределении приоритетов.
Значительную нагрузку на бюджет оказывают субсидии на потребление электроэнергии, которые выросли на 18% и достигли исторического максимума в 2,1 триллиона рупий. Эти средства в основном направляются на поддержку сельхозпроизводителей и домохозяйств на уровне штатов. Аналитики предупреждают, что рост таких субсидий без своевременных выплат распределительным компаниям создает финансовые риски для всего сектора и замедляет ввод новых мощностей возобновляемой энергетики из–за задержек платежей генераторам.
В отчете подчеркивается, что уголь остается доминирующим источником энергии, обеспечивая 74% выработки электричества. Правительство продолжает поддерживать угольный сектор не только прямыми вложениями, но и косвенными методами, такими как занижение цен на уголь для электростанций и льготные налоговые ставки. В то же время социальные и экологические издержки от использования ископаемого топлива, включая ущерб здоровью населения от загрязнения воздуха и климатические последствия, по оценкам экспертов, минимум в три раза превышают доходы государства от этого сектора.
Доходы индийского бюджета от энергетики остаются сильно зависимыми от нефти и газа, которые обеспечивают 75% всех поступлений от сектора. В 2024 финансовом году совокупные энергетические доходы составили около 10 триллионов рупий. Такая концентрация создает фискальные риски в условиях глобального энергоперехода. Авторы доклада указывают на необходимость диверсификации источников доходов и реформирования налогообложения, чтобы оно отражало реальные социальные издержки использования углеводородов.
Сектор электромобилей демонстрирует позитивную динамику благодаря сочетанию мер поддержки спроса и предложения. Субсидии и налоговые льготы на покупку электромобилей выросли, а программы стимулирования производства (PLI) способствуют локализации цепочек поставок аккумуляторов и автокомпонентов. Однако для достижения цели в 30% продаж электромобилей к 2030 году потребуется сохранение и калибровка существующих стимулов, особенно для двухколесного и трехколесного транспорта, где электрификация идет быстрее всего.
Для дальнейшего успеха энергетического перехода IISD рекомендует правительству Индии сосредоточиться на улучшении адресности субсидий, особенно в электроэнергетике, и постепенном перенаправлении средств на развитие технологий хранения энергии, зеленого водорода и морской ветроэнергетики. Важным шагом должно стать внедрение метрик устойчивого развития в планирование бюджета и инвестиционные стратегии государственных предприятий, что позволит комплексно подойти к вопросу декарбонизации экономики и снижения зависимости от импорта ископаемого топлива.