
Мировая генерация электроэнергии из возобновляемых источников продолжает активно наращивать свои мощности. По последним среднесрочным прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году объем мировых мощностей более чем удвоится. Однако темпы этого роста, судя по всему, замедляются. Если в прошлом году прогноз МЭА на 2030 год предполагал увеличение глобальных мощностей на 5500 ГВт, то в текущем году эта цифра была скорректирована до 4600 ГВт.
МЭА связывает это снижение ожидаемого прироста с «изменениями в политике, регулировании и рыночных условиях, произошедшими с октября 2024 года». Об этом говорится в основном ежегодном отчете агентства по сектору возобновляемой энергетики «Renewables 2025».
Тем не менее, увеличение мощностей на 4600 гигаватт к 2030 году остается выдающимся показателем. Это примерно эквивалентно суммарной мощности всей электрогенерации Китая, Европейского Союза и Японии. Таким образом, к 2030 году глобальные установленные мощности фактически удвоятся, несмотря на серьезные препятствия, которые приходится преодолевать сектору. К ним относятся проблемы в цепочках поставок, интеграция в энергосети, финансирование, а также изменения в политике, преимущественно в США и Китае.
На долю солнечной фотоэлектрической энергии придется около 80% мирового прироста в ближайшие пять лет. Такой стремительный рост обусловлен низкой стоимостью технологий и более быстрыми сроками получения разрешений. За солнечной энергетикой следуют ветровая, гидроэнергетика, биоэнергетика и геотермальная энергия.
Корректировки прогнозов отчасти компенсируются подъемом в других регионах — в частности, в Индии, Европе и большинстве развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой. Здесь прогнозы роста были пересмотрены в сторону увеличения благодаря амбициозной новой политике, расширению объемов аукционов, ускорению выдачи разрешений и растущему внедрению крышных солнечных установок. Помимо устоявшихся рынков, быстрый рост мощностей возобновляемой энергетики, в основном за счет солнечной фотоэлектрической энергии, ожидается в таких странах, как Саудовская Аравия, Пакистан и государства Юго-Восточной Азии.
Глобальные цепочки поставок для производства солнечных фотоэлектрических систем и редкоземельных элементов, используемых в ветряных турбинах, по-прежнему сильно сосредоточены в Китае, что подчеркивает сохраняющиеся риски для безопасности поставок. Одновременно, как отмечает МЭА в своем отчете, быстрый рост вариабельных возобновляемых источников энергии создает возрастающую нагрузку на существующие электроэнергетические системы. Это сигнализирует о неотложной необходимости инвестиций в развитие электрических сетей, систем хранения энергии и гибких генерирующих мощностей.





