В мире начинается эра глобальных энергетических супермагистралей. Разработчики изучают возможность соединения удаленных регионов, таких как Канада и Великобритания или Австралия и Сингапур, с помощью подводных кабелей протяженностью более четырех тысяч километров. Эти проекты призваны использовать бурный рост возобновляемой энергетики и сбалансировать спрос и предложение электроэнергии между странами, находящимися в разных часовых поясах и погодных условиях.
Первым таким успешным проектом стал интерконнектор Viking — двусторонний электрический кабель, который в конце 2023 года соединил энергосистемы Великобритании и Дании. Этот кабель протяженностью 765 километров, проложенный по суше и дну Северного моря, является совместным предприятием британской National Grid и датской Energinet. Он позволяет оптимизировать торговлю электроэнергией, используя переменчивые погодные условия в регионе для выработки энергии ветра.
На горизонте появляются еще более амбициозные инициативы. Проект AAPowerLink под руководством компании SunCable предполагает передачу солнечной энергии из Северной территории Австралии в Сингапур по кабелю длиной 4300 километров. Стоимость этого проекта оценивается в 26,4 миллиарда долларов. Параллельно инвестиционный банкир Лоран Сегален и девелопер Саймон Ладлэм прорабатывают идею 4000-километрового кабеля между Северной Америкой и Европой. Такой мост позволил бы Великобритании использовать канадскую гидроэнергетику в периоды низкого спроса в Канаде, а Канаде — получать энергию из Европы в обратной ситуации.
Однако реализация подобных мегапроектов сопряжена с колоссальными трудностями и затратами. Они требуют многомиллиардных инвестиций, как государственных, так и частных, и сталкиваются с серьезными рисками. По словам Фиахры О’Клери, исполнительного вице-президента инжиниринговой компании Jacobs, прокладка кабелей по морскому дну представляет собой сложнейшую техническую задачу.
Глобальный спрос на электротехническое оборудование и протекционистская политика некоторых стран создают напряжение в цепочках поставок, что приводит к задержкам и неопределенности. Другим препятствием становятся политические разногласия. Примером могут служить дебаты в Норвегии о справедливом распределении выгод от экспорта энергии. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и риски безопасности, включая возможность саботажа критически важной инфраструктуры.
Наглядной иллюстрацией рисков стал отказ правительства Великобритании поддержать проект Xlinks — однонаправленный кабель для импорта солнечной энергии из Марокко. Это решение подчеркивает, насколько уязвимы подобные начинания на стадии согласования.
Несмотря на все препятствия, сторонники идеи остаются оптимистами. Джеймс Хамфри, генеральный директор проекта Morocco-UK Power Project, и Саймон Ладлэм убеждены, что межконтинентальные электрические кабели обладают огромным потенциалом. По их мнению, они способны не только ускорить отказ от ископаемого топлива, но и сформировать совершенно новые энергетические альянсы, заложив основу для глобального сотрудничества в области устойчивой энергетики.