В первой половине 2025 года солнечная и ветровая энергетика опередили рост мирового спроса на электроэнергию. Согласно новому анализу энергетического аналитического центра Ember, это привело к незначительному снижению использования угля и газа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рекордный рост солнечной энергетики и устойчивое расширение ветроэнергетических мощностей меняют мировой энергетический баланс: возобновляемые источники впервые в истории превзошли уголь по объему выработки.
«Мы наблюдаем первые признаки решающего поворотного момента, — отмечает Малгожата Вятрос-Мотыка, старший аналитик по электроэнергетике в Ember. — Солнечная и ветровая энергетика теперь растут достаточно быстро, чтобы удовлетворить растущие мировые потребности в электроэнергии. Это знаменует начало сдвига, при котором чистая энергия успевает за ростом спроса. Поскольку затраты на технологии продолжают снижаться, сейчас идеальный момент для использования экономических, социальных и экологических преимуществ, которые приносят увеличение доли солнечной и ветровой энергии, а также накопителей».
Мировой спрос на электроэнергию вырос на 2,6% в первой половине 2025 года, добавив 369 ТВт·ч по сравнению с тем же периодом прошлого года. Только солнечная энергетика удовлетворила 83% этого роста благодаря рекордному увеличению выработки в абсолютном выражении (306 ТВт·ч, +31% в годовом исчислении).
Солнечная и ветровая энергетика росли достаточно быстро, чтобы удовлетворить растущий спрос и начать замещать ископаемую генерацию. Использование угля сократилось на 0,6% (–31 ТВт·ч), а газа — на 0,2% (–6 ТВт·ч). Это снижение лишь частично компенсировалось небольшим ростом выработки на других видах ископаемого топлива, что привело к общему сокращению на 0,3% (–27 ТВт·ч). В результате выбросы парниковых газов в мировом энергетическом секторе снизились на 0,2%.
Впервые в истории возобновляемые источники энергии выработали больше электроэнергии, чем уголь. Они обеспечили 5 072 ТВт·ч мировой электроэнергии, что больше, чем 4 709 ТВт·ч за тот же период 2024 года, обогнав уголь с его 4 896 ТВт·ч (снижение на 31 ТВт·ч в годовом исчислении). Снижение выработки на ископаемом топливе на 0,3% (–27 ТВт·ч), хотя и было скромным, оказалось значимым, указывая на то, что ветровая и солнечная энергетика растут настолько быстро, что в некоторых обстоятельствах они уже могут удовлетворять весь рост спроса. По мере их экспоненциального роста они, вероятно, будут опережать рост спроса на все более длительные периоды, закрепляя тенденцию к сокращению ископаемой генерации.
Четыре крупнейшие экономики мира — Китай, Индия, ЕС и США — продолжали формировать глобальные результаты. В Китае и Индии в первой половине 2025 года зафиксировано снижение производства электроэнергии на ископаемом топливе, поскольку рост чистой энергетики опережал спрос. Китай оставался лидером по росту чистой энергии, добавив больше солнечных и ветровых мощностей, чем весь остальной мир вместе взятый, что способствовало сокращению китайской ископаемой генерации на 2% (–58,7 ТВт·ч) за первую половину 2025 года.
За тот же период в Индии рост чистых источников энергии более чем в три раза превысил рост спроса. Однако спрос был исключительно низким — 1,3% (+12 ТВт·ч), по сравнению с 9% (+75 ТВт·ч) за аналогичный период прошлого года. Рекордное расширение солнечной и ветровой энергетики в Индии, в сочетании с более низким спросом, привело к сокращению использования ископаемого топлива в стране: уголь упал на 3,1% (–22 ТВт·ч), а газ — на 34% (–7,1 ТВт·ч).
Напротив, в США и ЕС производство электроэнергии на ископаемом топливе выросло. В США рост спроса опережал выработку чистой энергии, что привело к увеличению ископаемой генерации. В ЕС снижение производства ветровой и гидроэнергии привело к более высоким показателям выработки на газе и угле.
Учитывая, что половина мира уже прошла пик генерации на ископаемом топливе, данные Ember показывают: чистая энергетика способна справляться с растущим спросом на электроэнергию, однако прогресс неравномерен. В большинстве экономик более быстрое внедрение солнечной и ветровой энергетики, а также аккумуляторных систем могло бы принести значительные выгоды.