Вьетнам, Филиппины и Индонезия становятся центрами зеленых инвестиций АСЕАН

Энергетический переход в Юго-Восточной Азии достиг критически важной точки, когда крупнейшие экономики региона начинают масштабную трансформацию своих энергетических систем. Вьетнам, Филиппины и Индонезия, на долю которых приходится почти 60% спроса на электроэнергию и вредных выбросов в АСЕАН, стремительно превращаются из угольных держав в новые центры притяжения инвестиций в возобновляемые источники энергии. Согласно последнему отчету аналитического центра Ember, в 2024 году эти три страны привлекли 4,6 миллиарда долларов в сектор чистой энергетики, что на 1,1 миллиарда больше показателя предыдущего года. Растущий промышленный спрос со стороны центров обработки данных, искусственного интеллекта и производителей электромобилей создает уникальные возможности для ускорения этого перехода.

К 2030 году каждая из трех стран ставит перед собой амбициозные цели, планируя, что возобновляемые источники составят более половины их установленной мощности. Вьетнам ориентируется на создание 73 гигаватт солнечной генерации, Филиппины планируют ввести 14 гигаватт, а Индонезия — 13 гигаватт. Однако реализация этих планов зависит от преодоления существующих барьеров и создания стабильной среды для инвесторов. Аналитики отмечают, что Вьетнам, Филиппины и Индонезия обладают необходимыми ресурсами и рабочей силой, чтобы возглавить чистое энергетическое будущее АСЕАН, но успех зависит от смелых краткосрочных действий и предсказуемой государственной политики.

Вьетнам делает ставку на привлечение корпоративных покупателей. Введение механизма прямых соглашений о покупке электроэнергии (DPPA) может удвоить долю возобновляемых источников в стране с 19% до 42%, если перерабатывающий сектор полностью присоединится к этой схеме. Данный механизм позволяет производителям и покупателям заключать сделки напрямую, минуя государственную монополию, что открывает новые потоки доходов и обеспечивает прозрачность использования «зеленой» энергии. Рынок электроэнергии страны постепенно либерализуется, приглашая частный и иностранный капитал, а также внедряя модели смешанного финансирования.

Филиппины, в свою очередь, продолжают политику открытости рынка, сняв ограничения на иностранное владение в секторе возобновляемой энергетики. Теперь зарубежные инвесторы могут владеть 100% акций в проектах, что уже привело к резкому росту интереса: в 2023 году инвестиции в чистую энергию выросли почти вдвое. Страна внедрила конкурентные механизмы закупок, такие как программа Green Energy Auction, которая интегрирует решения по хранению энергии. Для ускорения реализации проектов была запущена цифровая платформа Energy Virtual One-Stop Shop, позволяющая отслеживать и получать необходимые разрешения в едином окне, а также введены «зеленые коридоры» для приоритетных проектов.

Индонезия, традиционно зависящая от угля, также демонстрирует смену курса, продвигая регуляторные реформы с положениями о разделении рисков в соглашениях о покупке электроэнергии. Новые правила, такие как постановление MEMR 5/2025, вводят формулы распределения валютных рисков между государственной компанией PLN и независимыми производителями, что снижает неопределенность для инвесторов. Кроме того, правительство придает экономическую ценность углеродным кредитам и другим экологическим атрибутам, стимулируя развитие рынка. Страна планирует ввести 60 гигаватт новых мощностей возобновляемой энергетики к 2034 году, опираясь на модернизацию сетей.

Технологии и финансирование играют решающую роль в формировании доходности проектов. Интеграция систем накопления энергии на аккумуляторах становится ключевым фактором прибыльности. В Индонезии добавление батарей к солнечным электростанциям повысило внутреннюю норму доходности проектов (IRR) с 14% до 23%. Во Вьетнаме аналогичные стратегии позволяют увеличить доходность до 7,3%, обеспечивая при этом надежность энергосети. Это свидетельствует о растущем признании систем хранения как компонента, создающего добавленную стоимость и повышающего устойчивость энергосистемы региона.

Тем не менее финансовая жизнеспособность проектов в этих странах остается крайне чувствительной к тарифам и первоначальным капитальным затратам. Моделирование показывает, что изменение цен в соглашениях о покупке электроэнергии или капитальных затрат всего на 10% может сдвинуть доходность проекта на 33–45 процентных пунктов. Колебания валютных курсов, цен на оборудование и задержки в выдаче разрешений продолжают создавать риски. Например, во Вьетнаме приостановка схемы зеленых тарифов привела к заморозке 173 проектов на сумму около 13 миллиардов долларов, а на Филиппинах ряд построенных станций простаивает из-за проблем с подключением к сетям.

Будущее энергетического перехода в АСЕАН зависит от закрепления стабильной и предсказуемой политики в области тарифов, распределения рисков и дизайна аукционов. Ускорение процедур одобрения, интеграция сетей и поддержка гибридных проектов с системами хранения являются необходимыми условиями для успеха. Расширение доступа к финансированию в национальной валюте и использование смешанных финансовых инструментов также помогут снизить зависимость от волатильности доллара. Укрепляя рыночные основы и проводя скоординированные реформы, Вьетнам, Филиппины и Индонезия могут привлечь частный и государственный капитал в беспрецедентных масштабах, обеспечив региону устойчивое и конкурентоспособное энергетическое будущее.