Скрытая цена угля делает возобновляемую энергетику в Индии выгоднее

Спрос на электроэнергию в Индии стремительно растет на фоне экономического развития, урбанизации и климатических изменений, вызывающих экстремальную жару. Вопрос о том, будет ли этот спрос удовлетворяться за счет возобновляемых источников или ископаемого топлива, имеет решающее значение для стоимости энергии, уровня загрязнения воздуха и климатических амбиций страны. Уголь по-прежнему остается основой индийской электрогенерации, и к 2032 году планируется ввести в эксплуатацию 80 ГВт новых тепловых мощностей. Однако снижение стоимости технологий возобновляемой энергетики и аккумуляторов меняет рыночную конъюнктуру, открывая новые пути для обеспечения энергетической безопасности. В новом докладе, подготовленном International Institute for Sustainable Development (IISD) совместно с партнерами, анализируется конкурентоспособность гарантированной и диспетчеризируемой возобновляемой энергии (FDRE) в сравнении с угольной генерацией до 2050 года.

В 2023 году правительство Индии представило новый формат тендеров для масштабных проектов FDRE. Эти гибридные установки, объединяющие солнечную и ветровую генерацию с системами накопления энергии, способны поставлять электричество в предсказуемом режиме, соответствующем профилям спроса распределительных компаний. Тендеры FDRE стали ответом Индии на проблему непостоянства возобновляемых источников, предлагая решение для круглосуточного энергоснабжения на рынке, где доминируют долгосрочные соглашения о закупке электроэнергии. Тем не менее, внедрение механизма пока идет медленно: из объявленных объемов часть тендеров была отменена, а значительная доля мощностей остается нераспределенной.

Эксперты связывают сдержанную реакцию рынка с рядом факторов неопределенности. Для разработчиков проектов основной риск заключается в необходимости установки избыточных мощностей или систем хранения для компенсации перебоев в генерации и обеспечения гарантированных поставок. Это приводит к образованию излишков электроэнергии, монетизация которых остается под вопросом. Распределительные компании, в свою очередь, опасаются, что штрафы за невыполнение обязательств по поставкам могут оказаться недостаточными для обеспечения реальной надежности системы. Кроме того, при сравнении затрат дистрибьюторы часто сопоставляют стоимость FDRE с обычной солнечной или ветровой энергией, а не с другими источниками гарантированной мощности, что искажает реальную ценность новых технологий.

Авторы исследования смоделировали условия, при которых FDRE становится конкурентоспособной по сравнению с новыми угольными электростанциями. Ключевой переменной в расчетах стал объем излишков энергии, который разработчики смогут реализовать на открытом рынке. Согласно прогнозам, FDRE сможет конкурировать с углем уже с 2025 года при условии продажи 100% избыточной энергии. Если же удастся реализовать только 50% излишков, ценовой паритет будет достигнут к 2030 году, а при реализации 30% — лишь к 2047 году. Эти оценки учитывают кривые обучения и ожидаемое снижение стоимости солнечных панелей, ветрогенераторов и аккумуляторов.

Сравнение исключительно производственных затрат FDRE и угольной генерации не дает полной картины, так как не учитывает скрытые издержки сжигания ископаемого топлива. Сжигание угля наносит значительный ущерб обществу, который не отражается в тарифах на электроэнергию. Исследователи оценили удельные затраты трех ключевых внешних факторов: заболеваемости и смертности от загрязнения воздуха, а также воздействия на климат. Добавление этих издержек к базовому тарифу угольной генерации в 2025 году увеличивает ее эффективную приведенную стоимость более чем в два с половиной раза. При таком учете всех факторов FDRE становится экономически выгоднее угля немедленно во всех рассматриваемых сценариях. Кроме того, строительство угольных станций в Индии обычно занимает от 5 до 7 лет, тогда как проекты FDRE могут быть реализованы за 2–2,5 года, что дает им преимущество в скорости развертывания.

С макроэкономической точки зрения переход на гарантированные возобновляемые источники способствует более высокому экономическому росту и созданию рабочих мест. Моделирование показывает, что внедрение FDRE может привести к увеличению ВВП Индии на 1,8% к 2050 году по сравнению с базовым сценарием. Чистый прирост рабочих мест, даже с учетом сокращения занятости в угольной отрасли, к середине века составит около 64 тысяч позиций. Таким образом, страна может получить двойной дивиденд: снижение затрат на энергию после достижения паритета и дополнительный экономический рост за счет повышения производительности труда, обусловленного улучшением здоровья населения и снижением климатических рисков.

Для ускорения внедрения технологий FDRE правительству Индии рекомендуется принять ряд политических мер. Важнейшим шагом является развитие оптового рынка электроэнергии, что позволит проектам с системами накопления получать доход из нескольких источников, включая арбитраж и вспомогательные услуги. Это обеспечит эффективную интеграцию возобновляемых источников в сеть и минимизирует простои мощностей. Также предлагается ужесточить контроль за соблюдением обязательств по потреблению возобновляемой энергии и внедрить принцип «загрязнитель платит» для угольных станций, что сделает рыночные условия более справедливыми.

В тех случаях, когда FDRE рассматривается как наиболее подходящий вариант, эксперты советуют пересмотреть дизайн тендеров. Возможные меры включают снижение требований к коэффициенту выполнения спроса для уменьшения необходимости в избыточных мощностях и введение платы за мощность для систем хранения, предоставляющих услуги всей энергосистеме. В долгосрочной перспективе переход к нейтральным по отношению к технологиям аукционам мощности, где FDRE будет напрямую конкурировать с углем и другими источниками на основе объективных метрик надежности, поможет создать устойчивую и чистую энергетическую систему будущего.