Регион Гиндукуш-Гималаи обладает огромным, но практически неиспользуемым потенциалом возобновляемых источников энергии, в первую очередь гидроэнергетики, который способен коренным образом изменить энергетический ландшафт Азии. Согласно новому исследованию, общий потенциал возобновляемых источников энергии в регионе превышает 3,5 тераватта, однако на сегодняшний день чистая энергия составляет лишь 6,1% от общего объема первичного энергоснабжения в этих странах.
В комплексном оценочном докладе, опубликованном Международным центром по комплексному освоению горных районов (ICIMOD) под названием «Вместе у нас больше энергии: состояние, проблемы и потенциал регионального сотрудничества в области возобновляемой энергетики в Гиндукуш-Гималаях», анализируются текущие источники энергии и возможности для регионального взаимодействия. В исследовании отмечается, что из 882 гигаватт выявленного гидроэнергетического потенциала в восьми странах региона, включая Афганистан, Бутан, Бангладеш, Китай, Индию, Мьянму, Непал и Пакистан, 635 гигаватт приходится на трансграничные реки. При этом используется менее половины этих ресурсов.
Наблюдается резкий контраст в энергетических стратегиях стран. В то время как Бутан и Непал полностью обеспечивают свои потребности в электроэнергии за счет возобновляемых источников, другие государства региона по-прежнему сильно зависят от ископаемого топлива. «Мы обладаем исключительным потенциалом возобновляемых источников энергии в нашем регионе, а также в Индии и Китае — двух мировых пионерах в области чистой энергии», — отметил ведущий автор доклада Авишек Малла.
В документе также указывается на тревожно высокий уровень зависимости от биотоплива и отходов в четырех странах Гиндукуш-Гималаев. Это свидетельствует о продолжающемся использовании традиционных материалов для приготовления пищи и отопления, что негативно сказывается на качестве воздуха и здоровье населения.
Среди основных препятствий на пути развития возобновляемой энергетики в регионе авторы доклада выделяют высокие капитальные затраты, ограниченное государственное финансирование и трудности с привлечением частных инвестиций. Кроме того, подчеркивается необходимость разработки новых политических и нормативных рамок для решения таких проблем, как загрязнение воздуха и воды.
Ключевым решением названо углубление регионального энергетического сотрудничества. Такое взаимодействие может включать торговлю возобновляемой энергией, совместное снижение рисков стихийных бедствий и повышение производительности сельского хозяйства. Это также будет способствовать передаче технологий и знаний в области «зеленой» энергетики, стимулируя экономический рост, создание рабочих мест и помогая странам выполнять свои национальные и глобальные обязательства.
Авишек Малла добавил, что для полноценного использования возможностей региону необходимо мыслить шире, чем просто торговля. «Крайне важно, чтобы мы думали не только о торговле, чтобы по-настоящему использовать возможности, которые открывают для нашего региона возобновляемые источники энергии: нам нужны инвестиции в инфраструктуру и массовое расширение обмена навыками и технологиями по линии Юг-Юг, используя существующие платформы, включая Энергетический центр Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии и конференцию министров энергетики Инициативы Бенгальского залива по многоотраслевому техническому и экономическому сотрудничеству», — заключил эксперт.