Wood Mackenzie: цель по «нулевым выбросам» к 2050 году недостижима

Аналитики консалтинговой компании Wood Mackenzie в своем новом отчете Energy Transition Outlook 2025-2026 пришли к выводу, что достижение «нулевых выбросов» к 2050 году стало невыполнимой задачей. Причинами этого названы резкий рост мирового спроса на электроэнергию и усиление геополитической напряженности. Базовый сценарий прогнозирует глобальное потепление на 2,6°C к 2060 году.

Чтобы ограничить потепление двумя градусами Цельсия, мировой экономике потребуются ежегодные инвестиции в размере 4,3 триллиона долларов в период с 2025 по 2060 год. Это означает, что доля инвестиций в энергетический сектор в структуре мирового ВВП должна вырасти с нынешних 2,5% до 3,35% в течение следующего десятилетия. В исследовании смоделированы четыре возможных пути развития событий: базовый сценарий (потепление на 2,6°C), выполнение странами своих обязательств (2°C), достижение «нулевых выбросов» к 2050 году (1,5°C) и задержка энергетического перехода (3,1°C).

Ключевые выводы отчета указывают, что ни одна из стран G7 в настоящее время не укладывается в график по достижению своих целей по сокращению выбросов к 2030 году. Однако значительное увеличение инвестиций все еще может позволить удержать потепление в пределах 2°C к 2060 году. Ожидается, что доля возобновляемых источников в производстве электроэнергии к 2050 году вырастет до 60%. Мощности солнечной энергетики удвоятся уже к 2030 году, превзойдя газ к 2033 году и уголь – к 2034 году. Критически важную гибкость для энергосистем будут обеспечивать аккумуляторные хранилища и атомная энергетика.

Энергетический переход сталкивается со сложными вызовами, включая распределение капитала, интеграцию систем и геополитические факторы. Китай становится климатическим лидером благодаря своему доминированию в производстве электромобилей, солнечных панелей и развертывании возобновляемых источников энергии. В то же время США отстают в этом процессе и нуждаются в наиболее значительном увеличении инвестиций. Важнейшие полезные ископаемые, такие как литий, кобальт, никель и редкоземельные металлы, становятся ареной стратегической борьбы из-за высокой концентрации их поставок, которые в основном контролируются Китаем.

Революция в области искусственного интеллекта создает новые риски, порождая беспрецедентный спрос на электроэнергию, что угрожает целям по переходу на чистые источники. Однако ИИ также способен ускорить инновации в этой сфере. Электричество станет доминирующим энергоносителем: его доля в конечном потреблении энергии вырастет с одной пятой до более чем половины к 2050 году. Ископаемое топливо останется необходимым для резервного энергоснабжения и для развивающихся экономик, а пик спроса на нефть, по новым прогнозам, сдвигается на 2032 год. Для сокращения выбросов в труднодоступных для декарбонизации секторах экономики потребуются передовые технологии, такие как улавливание и хранение углерода (CCUS), водород и биоэнергетика.

В целом мировые энергетические экосистемы становятся все более взаимосвязанными. Это требует комплексных подходов, охватывающих различные виды топлива и технологий, для эффективного управления рисками и обеспечения успешной декарбонизации.