Биотопливо: временное решение для «зеленой» логистики



Биотопливо является одним из немногих реальных среднесрочных решений для снижения углеродного следа в глобальных цепочках поставок. Согласно новому отчету аналитической компании GlobalData, оно может стать «мостом» в переходный период, пока технологии электрификации и использования водорода не получат массового распространения.

Ключевое преимущество биотоплива заключается в его совместимости с существующими двигателями. Его можно использовать в грузоперевозках, судоходстве и авиации без необходимости модификации или замены транспортных парков, что делает переход более экономически эффективным. Хотя такое топливо, получаемое из биомассы, как сельскохозяйственные культуры и отработанные масла, уже доступно на рынке, его объемы производства пока ограничены.

В то же время производство биотоплива сопряжено со значительными трудностями. Оно может приводить к изменению целевого использования земель, когда территории переводятся под выращивание сырьевых культур, что создает конкуренцию сельскому хозяйству и производству продуктов питания. Проблема вырубки лесов также стоит остро. Так, судоходные компании, включая Hapag-Lloyd, недавно обратились в Международную морскую организацию ООН с призывом исключить «неустойчивые» виды биотоплива из списка зеленых альтернатив ископаемому топливу.

С учетом этих недостатков эксперты GlobalData рекомендуют сосредоточить инвестиции на разработке передовых видов биотоплива. Приоритет следует отдать производству из отходов, таких как осадок сточных вод и отработанные кулинарные масла. Это позволит повысить экологичность и устойчивость данного источника энергии.

В отчете отмечается, что наиболее распространенными видами биотоплива являются биодизель и этанол. Ожидается, что их потребление будет активно расти до 2030 года. После этого темпы роста замедлятся из-за увеличения доли гибридных и электрических транспортных средств на рынке. Прогнозируется, что после 2030 года потребление биодизеля стабилизируется на одном уровне.

Помимо перехода на низкоуглеродное топливо, вклад в декарбонизацию логистики могут внести электрификация транспорта, изменение конструкции транспортных средств, оптимизация маршрутов и способов доставки, технологии улавливания и хранения углерода, а также повышение энергоэффективности складских комплексов.