
Аналитический центр Climate Energy Finance (CEF) направил официальное обращение в Управление по изменению климата Австралии, призывая к пересмотру схемы кредитования углеродных единиц ACCU в 2026 году. В документе, подготовленном аналитиком Мэттом Поллардом и директором Тимом Бакли, подчеркивается необходимость срочных реформ для достижения Австралией целей по сокращению выбросов к 2035 году. Эксперты настаивают на том, что текущие рыночные сигналы недостаточно сильны для стимулирования качественного снижения выбросов в промышленности и привлечения капитала в восстановление природы. Авторы указывают на двойной кризис, с которым сталкивается страна: стремительное изменение климата и деградация природных экосистем, что требует комплексного государственного вмешательства.
Ключевым предложением CEF является создание условий для постоянного роста цены на углерод, которая должна стремиться к паритету с ценами в Системе торговли квотами на выбросы Европейского союза (EU ETS), где стоимость тонны CO2 превышает 80 евро. По мнению аналитиков, высокая цена на углерод станет наиболее эффективным сигналом для промышленности, побуждающим внедрять технологии декарбонизации и отказываться от ископаемого топлива. Существующая в Австралии схема ACCU и политика в области охраны окружающей среды должны быть гармонизированы с так называемым Механизмом защиты (Safeguard Mechanism). Это позволит одновременно улучшить состояние природы и снизить риски, связанные с индустриализацией.
Эксперты предлагают ужесточить требования к промышленным эмитентам, постепенно снижая порог выбросов для предприятий, подпадающих под регулирование. В частности, рекомендуется уменьшить пороговое значение со 100 000 тонн в год до 25 000 тонн к 2035 году. Такой подход заставит загрязнителей инвестировать в технологии сокращения выбросов или покупать углеродные единицы, доходы от которых могут быть направлены на проекты по восстановлению земель. В документе отмечается, что интеграция схемы ACCU с Механизмом защиты создает уникальную возможность направить средства от штрафов за выбросы непосредственно в сельское хозяйство и природоохранные проекты, реализуемые фермерами и землевладельцами.
Анализ данных показывает тревожную тенденцию: с 2005 по 2024 год национальные выбросы Австралии сократились на 29%, однако 91% этого сокращения пришлось на сектор землепользования и лесного хозяйства (LULUCF). Без учета этого сектора выбросы снизились всего на 17 миллионов тонн, что составляет менее одного миллиона тонн в год. В то же время выбросы от транспорта, промышленных процессов и стационарной энергетики существенно выросли. Текущая политика и ценовые сигналы признаны недостаточными для достижения целевых показателей. Казначейство Австралии признает значительную неопределенность в отношении масштабов секвестрации углерода, необходимых для достижения нетто-нулевых выбросов, что связано с ограничениями данных и сложностью прогнозирования доходов землевладельцев.
Экономические последствия бездействия оцениваются крайне высоко. Согласно приведенным данным, совокупный ущерб от климатического кризиса для австралийцев сегодня составляет 38 миллиардов австралийских долларов в год, а к 2060 году эта цифра может удвоиться до 73 миллиардов. Для решения проблемы деградации ландшафтов требуется инвестировать около 7,3 миллиарда долларов ежегодно в течение 30 лет. Государственное финансирование не сможет покрыть эти расходы в одиночку, поэтому критически важно задействовать частный капитал через механизмы углеродного рынка. Это требует создания надежной нормативной базы, которая бы не только наказывала за негативное воздействие, но и вознаграждала за позитивные экологические результаты.
Авторы отчета также обращают внимание на катастрофическое состояние биоразнообразия. С 2000 года было уничтожено 7,7 миллиона гектаров среды обитания угрожаемых видов, причем большая часть этих действий не регулировалась национальным экологическим законодательством. Основными факторами утраты биоразнообразия называются расчистка земель под сельское хозяйство и урбанизацию, распространение инвазивных видов, нарушение традиционных практик управления огнем коренных народов и изменение речных систем. Климатические риски усугубляют эти процессы, угрожая национальной безопасности, экономике, здоровью населения и продовольственной системе.
В завершение эксперты CEF призывают регуляторов и инвесторов сосредоточиться на повышении стандартов и эффективности рыночных механизмов, а не на отказе от них. Подчеркивается, что самым большим риском для природных и углеродных рынков является задержка в принятии решений. Критика офсетных схем, звучащая со стороны некоторых экологических групп, названа контрпродуктивной, так как она отталкивает инвестиции от сохранения природы. Для успешного восстановления экосистем необходимо внедрять разнообразные финансовые инструменты, включая корпоративные облигации, связанные с природой, фонды переходного финансирования и инвестиции в реальные природные активы.